Долина Чулышмана - юг Телецкого озера май 2010
На майские праздники решили смотаться в Горный Алтай на р. Чулышман с максимальной целью прорваться на юг Телецкого озера. Накануне поездки переобулся в летнюю резину, желая поберечь шипы. Дорога из 2500 км на 80% была по асфальту. Выехали 1 мая всемером, в том числе один ребенок, на 2 машинах: мазда капелла 4WD и мой горец. Отъехав от дома 300 км, получили первую порцию адреналина - на мазде стал подклинивать чарджер (механический нагнетатель воздуха). Дизель потерял половину мощности и начал дымить. Решили продолжать движение до Бийска, а там пробовать починится и дальше двигаться к цели. Водитель мазды уже бывал там и дорогу знал, а я ехал в первый раз и не совсем понимал, что это будет за авантюра.
В Бийске 1 мая конечно не починились, так как все нормальные люди гуляли. На СТО подшипник генератора приговорили к замене, но починить машину предложили только после 3-го, что нас не устроило. Заночевали под Бийском ниже слияния Катуни и Бии, т.е. на Оби, на даче каких-то родственников. Решили чиниться сами. Кто-то занимался шашлыками, кто-то пивом и более горячим, а мы, водители, сдергивали генератор. Провозились часа три, без ямы было неудобно, бросили до утра. В этот день прошли 475 км.
Часов в десять вечера сидели, отмечали 1 мая и первый день похода. И тут наши головы посетила трезвая мысль: где искать запчасти в воскресенье, да еще 2 мая? Спасла нас водительская бескорыстная взаимопомощь. Созвонились с друзьями в Кемерово, те на маздовской ветке форума drom.ru кинули объявление с просьбой помочь нам в поиске запчастей. Уже через 40 минут нам позвонили и утром обещали помочь. Приехала дама с Николаем, мастером на все руки. Решили все же снять генератор, а не буксировать машину на яму. Коля, правда, болел после вчерашнего, но втроем мы сняли упрямый генератор. Через час нашли подшипник. Поставили, поблагодарили за помощь и двинулись дальше. Мазда шла не так уверенно как в начале пути, на подъемах на перевалы заметно сбавляла скорость и дымила как трактор. Но это нам помогало рассмотреть, не торопясь, все красоты Горного Алтая. А посмотреть было на что. Горца не напрягали ни перевалы, ни нагрузка в 5 человек со всем скарбом.
Но проблемы с маздой продолжались. Наддув дизеля свистел, кончался подшипник на самом чарджере. Сдернули ремень привода от генератора на чарджер, чтобы меньше подклинивало. Старались не глушить. При запуске на шкив нагнетателя накручивали веревку, как на лодочном моторе, и одновременно заводили со стартером. Как дети радовались, когда движок оживал. Всасываемый воздух раскручивал турбину насоса и дизель ехал значительно быстрее. По плану 1 мая мы должны были ночевать на р. Б. Ильгумень, 2 мая мы должны были доехать до Чулышмана, но этому не суждено было сбыться. Проехали с обеда четверть расстояния от Бийска вдоль р. Катунь, затем 2 перевала: Семинский
и Чике-Таман.
,
Проехав Купчегень,
,
остановились в устье р. Бол. Ильгумень. Проехали всего 335 км.
Рано утром сходили на Катунь
Было 3 мая. Итак, выехали рано, намереваясь быть точно на Чулышмане.
Проехав 40 км, встретили Vitz с пробитым баком. За рулем были девчата из Кемерово, двигались домой. Они решили пропустить огромный камень между колес. Камень пострадал, не говоря о баке. Девчата были одни, мы решили им помочь. Чтобы починить машину, развернулись в сторону с. Иня, примерно в 20 км. На моей машине стоял фаркоп в штатах, при продаже его сняли, а петлей, к сожалению, не было. Пришлось буксировать сломанной маздой. Дизель и до этого еле плелся и дымил, а теперь его добивала повышенная нагрузка. Я ехал сзади, не имея возможности помочь.
3 мая тоже был выходной. Еле нашли местного умельца, который мог запаять бак. Оторвали его от бутылки, единственного развлечения в тех местах. Пока снимали бак, паяли, ставили обратно прошло еще 5 часов.
Двинулись дальше до п. Акташ.
Были там около пяти вечера. Приняли решение двигаться дальше через перевал Улаганский (выс. 2080 м) до п. Усть-Улаган. Тут мазда заупрямилась, не желая въезжать в серьезную горку. Позитива становилось меньше. Делали всё, чтобы добраться до намеченной цели. Поставили снова ремень чарджера на место. Пересадили 6-го пассажира, сгрузили часть вещей на Горца. Всеми силами пытались доехать!
Пролетели Красные ворота, не останавливаясь. Не было времени. Спешили.
Хотя перевал красивый.
Везде лежал снег, температура около нуля.
Начинало темнеть, нужно было искать ночлег.
На самой верхней точке есть где остановиться, но было холодно, ветрено, да еще с нами был ребенок. Около 10 вечера были в Усть-Улагане. Гостиница не работала. Через час нашли в поселке частную. На подворье построен еще один деревянный дом-сарай с 2 номерами. В каждом по 5-6 кроватей. Проведена вода и канализация. Нас устроило. Попросили хозяина истопить баню, намылись, наелись и на боковую. А утром вот.
И такая картина вокруг. Воздух тоже не описать. Возвращаясь в Кемерово, чувствовали разницу. Будто грудью нельзя глубоко вздохнуть. Еще бы зелени побольше. Местный же алтаец сказал с умным видом, что ось земли сдвинулась, от того и задержалась зима на месяц.
Сегодня, 4 мая, мы просто обязаны были быть на Чулышмане. Последняя заправка была в «этом мире», заправили полные баки 92-м и соляркой и еще по доп. канистре, дальше топлива нет. Поехали. От Усть-Улагана двинулись до п. Балыктуюль, потом вправо в лес.
Нормальной дороги нет. В 2010 году дорогу много где размыло, объезжали без особых проблем. Погода пасмурная, но сухая, несладко пришлось бы в дождь. При диагональном вывешивании вшестером да с полным багажником Горец не подводил.
Мазду приходилось втягивать на некоторые подъемы.
Ооооочень нужны были задние буксировочные петли.
Задом таскать не так удобно.
В одном месте засадили ее на брюхо, быстро сдернули, бегло осмотрели и поехали дальше. Дорога была то по лесу, то по холмам, без конца. Дальше ехали по краю горы.
Мы чувствовали, что вот-вот откроется завораживающий вид.
Ущелье.
Здесь сидеть в машине просто кощунство. Нужно смотреть часами.
Огромный каньон с серпантином реки. Чулышман самый полноводный приток Телецкого озера, 2/3 всей воды. Вершины хребтов в бассейне реки достигают 3000 м. Пороги до 6 категории сложности. Водится хариус. Здесь подробнее
Красота. Перевал Кату-Ярык. Только погода подкачала, дымка.
Спуск длиной 3,5 км, перепад высот 800 м. Уклон горы градусов 70. Смотреть вниз не желательно новичкам, так советуют местные. По мне, очень красиво, особых сложностей нет.
Спуск.
Спускались на L-ке, чтобы не разгонять машину и не перегреть тормоза. Дорога, прилично размытая селевыми потоками, но сухая, много острых камней. На встречу поднимался КрАЗ, еле разошлись. Лучше это делать на поворотах дороги, там есть карманы.
Остановились чуть ниже перевала. В специально огороженном лагере Эзен. Заплатили за въезд и поставили палатки.
Погода весь поход не радовала. Взяли с собой кегу пива и не осилили за весь поход, «грелись» водкой. Поставили баньку.
Утром, 5 мая, перекусили.
Решили надо съездить на Телецкое. Алтайцы объявили цену: на их «буханке» 5000 р. На наших машинах не советовали идти, не доедем. Ехать передумали. Кстати, еду готовить на костре дорого, дров нет, только покупать. Брали с собой газовую походную печку. Итак, после вкусного обеда стали решать как будем выбираться обратно. У мазды на спуске с перевала появился пугающий нас звук из-под днища, предположительно раздатка или коробас. Мазда по-тихоньку умирала, а хоронить здесь ее было не в наших планах. Предположили, что на Телецком должен быть паром, короче будет на нем переплыть озеро и срезать 600 км обратного пути, уйдя от 4 перевалов. Разведка была необходима.
В 15.00 вдвоем на Горце выехали в сторону озера, думая осилить 73 км за 2 часа, максимум за 3. Чуть ниже стояли новосибирцы на Делике и Прадо. Нас в очередной раз предупредили о нереальности наших планов. Дорога была плохая, местами сильно размытая. Ниже подвесного моста переехали деревянный мост через горный ручей, но вот съезд с него был размыт до основания. Съехали, вывешивая машину диагонально, как обратно забираться будем не думал.
Впереди нас ждала только красота.
Огромное количество ручьев, падающих со сказочных высот водопадами.
Долина реки постоянно менялась, то сужаясь и почти закрывая небо, то раскатываясь широко. Дорога шла то близко к скалам, то уходила на середину равнины. Можно снимать каждый километр.
В устье р. Чульча долина Чулышмана расширяется на пару километров. При хорошей погоде на противоположном берегу видны каменные грибы – работа сил природы. На самой Чульче есть водопад Учар - самый большой на Горном Алтае.
По одним данным 160 м, по другим 250. описание На все эти чудеса природы нужно время, чего нам не хватало.
Мы торопились. Средняя скорость движения не превышала 20 км/ч, до конечной цели было еще далеко. Периодически попадались ручьи. Дорога то разделялась на несколько направлений, то вновь сходилась. Если не считать плохого состояния отдельных участков после дождей и недавно сошедшего снега, дорога вполне сносная. Возле деревни Коо есть пара бродов глубиной около 50 см, взяли без проблем. При выезде из деревни наткнулись на огромную лужу неизвестной глубины, напоминавшую бассейн, ограниченный с обеих сторон изгородью. Решили не форсировать , а объехать параллельной улицей. Улицы найти оказалось сложно. В итоге въехали в болото на краю деревни. Снова вспомнил про колеса с грязевым протектором. Ретируясь, вышли из плена
Еще немного и показался Башкаус, мост через него был в отличном состоянии.
Вот дальше у нас появились сомнения в выборе направления. Навигатор упорно показывал движение налево, вверх по Башкаусу, а не вдоль Чулышмана. У местных было не спросить, никого в жилищах не оказалось. Дорога портилась. На пути опять оказалась вода – участок пути длиной метров 100. Решили форсировать. За ним нашли пастбище и его хозяина. Он и подтвердил, что верное направление вдоль реки Чулышман, другого просто нет. До п. Балыкча добрались без проблем, на часах было 7.
Балыкча довольно большой поселок, есть большая школа, отдельное здание администрации. У порога администрации спросили про навигацию и переправу. Ничего вразумительного нам не сказали, проще было доехать. Оставалось километров семь. Про дорогу сказали, что вроде есть, народ ездит. Как раз после деревни навстречу попался газ-53, набитый под завязку дровами.
Последние километры были самые трудные.
Много грязи, ближе к озеру подъезд был затруднен, следов машин не видно. Доехали до озера около 8 вечера.
Увидели катер. И надежда на переправу сразу нас покинула! Катер не был приспособлен для переправы машин, очень мал.
Кроме того, рыбаки сказали, что навигация не открыта, катер без солярки и масла, а на севере у Артыбаша стоит лед.
Сфотографировав окружающую красоту, еще раз пожалели, что поехали спонтанно. Для наслаждения нужно время.
Уже хотелось есть и в лагере волновались. В путь обратно двинулись около 21.00, по скорректированному плану необходимо было не менее 4 часов. Двигаться пришлось быстрее. На обратной дороге к Балыкче попался тот самый газик с дровами. Стоял поперек дороги без шансов вылезти самостоятельно. Три алтайца как раз собирались двигаться за подмогой в деревню. Я попробовал объехать колею выше по склону, безрезультатно, резина подводила. Алтайцы бросились помогать, я их сам отогнал. Снова попытка, колеса в букс, грязи по крышу… Вышел задом. Решил штурмовать в лоб, по колее с разгона. На удивление с первой попытки одолел, изрядно подровняв грязь. Для таких штурмов нужна хорошая защита двигателя и наверно бензобака. Подобрали алтайцев и подбросили их до деревни. Перед Балыкчей тоже помесили грязь, машину кидало из стороны в сторону, но мы все же двигались вперед.
Темнело. Броды в Коо прошли по темноте, при свете фар. Дорогу находили по памяти. Вот и подъезд к размытому мосту, постояли 5 сек, перекрестились и одолели с матерящимся трекшеном. Вернулись в лагерь к часу ночи. Нас уже никто не ждал, ждали-то к 9-10 вечера. Думали, мы сломались или сидим где-нибудь. План нашего спасения был разработан и должен был осуществиться с рассветом при помощи уазика алтайцев из нашего лагеря. А мы, перебивая их, рассказывали о своих впечатлениях и приключениях. Самое вкусное, фото, оставили на утро. Ноут был разряжен.
Из-за потери времени на заброску к Чулышману поход стремительно приближался к концу. На обратный путь запланировали 2 дня, но при сломанной мазде это выглядело слишком оптимистично. Решили утром стартовать, с целью преодолеть Кату-Ярык и добраться до Улагана как максимум.
Утро 6 мая началось с ремонта. Так как подшипник чарджера уже звенел и просил пощады, решили уменьшить нагрузку и снять ремень. Провозились 2 часа. Лагерь был давно уже собран, а мы назло потеряли шайбу на шкив. Не нашли. Поставить ремень обратно теперь уж точно было не суждено. Да и беда не приходит одна. Перед перевалом звук из-под днища, которому сначала не придали должного внимания, стал усиливаться. Шансы подняться без приключений стремительно уменьшались.
Начали восхождения на перевал с горца, чтобы он мог развернуться и затащить задом мазду. Ее разгрузили от вещей и пассажиров. Горец легко взял поклажу и шестерых человек. На повороте остановились и стали ждать мазду. Половину пути она преодолела сама. Мы только следили, как дым от нее движется вверх, это обнадеживало.
Но она встала. Мощности движка не хватило, чтобы преодолеть подъем. Начали толкать, осилили только впятером. Дальше пустили ее вперед, лишь бы не остановилась. Как только мазда была на верху, двинулись следом.
Уже на вершине перевала приподняли мазду. При сдергивании ее с брюха, погнули, точнее, почти отломали крепление подвесного подшипника.
Слегка поправили крепление, чтобы корпус подшипника не цеплял при движении кардан, и продолжили путь.
Пролетели Балыктуюль. В Улагане заправились. Поднимались на Улаганский перевал по-черепашьи. Сам перевал проехали на вздохе. Остановились у Красных ворот. Сделали на память фото.
По пятам за нами шел снег. Остановились в Акташе. В гостинице был титан с горячей водой. Вода сняла и грязь, и усталость.
Через час после нашего приезда к нам присоединились наши друзья. Встретились волею случая. Поделились впечатлениями. Они своими, с курайских степей, а мы своими. Утром подкинули их до порога Бегемот на Чуе.
Дальше особых приключений не было. Дорога и красота гор.
Вернулись ночью.
Мазду отремонтировали: заменили чарджер, так как подшипник в корпусе развалился. Через пару месяцев она обрела нового хозяина. Продали недорого. Мазда была уже с контрактным движком и с новым чарджером, снизу подвесной поставили на место.
Что касается горца. После этой поездки это имя он может носить гордо. Походы на нем одно удовольствие, проблем с машиной никаких. В нашем походе он был палочкой-выручалочкой. Движка на перевалах хватает с запасом, момент хороший. На перевале Кату-Ярык не нагрелся ни движок, ни коробас. Стартовать в гору после остановки легко. Расход в горах и на реке был около 24 л на сотню.
Не ожидал, но трансмиссия работает на 5 с поправкой на ее устройство. На тяжелую грязь не пошел бы, опасаясь порвать трансмиссию, особенно коробку. Резину в такую поездку нужно ставить грязевую. Передний и задний свесы хорошие, нигде не цеплял при съездах, выездах с ручьев и канав, на горце 2 хуже. Желательна защита движка и бензобака. Сам бак низковато расположен и имеет родную пластиковую защиту, но я по ней «проехался».
Планирую в мае снова «рвануть» на Чулышман с запасом времени. На 2011 год запланировал посещение этих мест с обязательной рыбалкой.
Ещё хотелось бы посетить ледник Актру, курайские степи, озеро Аккем у подножия Белухи, плато Укок. К последнему нужна спец. подготовка.
жми
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 16456 просмотров
#1
Молодцы! +1. Тоже бы рванул с Вами, но отпуск в августе.
#2
Весьма + !
#3
Алексей прочитал с огромным удовольствием, хороший и красивый отчёт. На другом сайте он был попроще, на нашем в самый раз. Респект.
#4
+100
#5
Респект и зачот.
Красотища какая.
Все никак не выберу время посетить эти места.
#6
Маладчага. Респектище.
#7
Очень красиво и интересно. Спасибо.
#8
Жаль, что можно ставить только один респект.
#9
Респект, пока читал "злился" на мазду, фото супер.
#10
Вот теперь всё видно! Ехать туда надо конец июля-август! А в мае да с неисправной машиной- сплошная головная боль. Кому интересно про перепад высот вот снимок -на фото жилой дом с вершины перевала.
#11
Вот тот же перевал Кату-Ярык с другой стороны, снято с правого берега лето и зима
#12
Спасибо , очень интересно. Сам люблю путешествовать но в таких масштабах не могу.
#13
Красавцы!
#14
Молодцы! +1. Тоже бы рванул с Вами, но отпуск в августе. : (
Туда в июне-августе самый раз. Намного теплее.
#15
Просто неописуемая красота! Представляю, насколько полнее впечатления воочию. Молодцы!
#16
Присоединяюсь к восторгам.
Респект.
#17
Еще немного фото с июня 2011г. Дорогу после наводнения в июне 2010 сделали почти идеальную. Сейчас можно проехать на любом "утюге". Многие не стесняются спускаться на переднем приводе. Одного пришлось втаскивать в Кату-Ярык.
Доступность Чулышмана портить природу. Выезжали с долины Чулышмана 11 июня. У перевала было тесно от машин как на парковке. Навстречу нам в долину ехала группа велосипедистов человек в тридцать. Вся дорога до Телецкого прочишена, бродов нет - мосты. Люди с Алтайского края едут на пару дней, как на пикник.
Местное население ударилось в коммерцию, возделывают туристичекую ниву. Надолго ли хватить природы?
Год назад было интереснее и более закрыто от "чужих".
Однако, о хорошем. Фото.
Улаганский перевал, озера - истоки рек
дождь шел за нами по пятам
Улаган
подъезд к долине Чулышмана
перевал Кату-Ярык
спуск машины в центре
Луч солнца золотого....
тучи
утро в лагере
танцующее пламя
путь на водопад Куркуре
водопад напротив перевала Кату-Ярык
вдп. Куркуре
высота падения 30 м, но это далеко не ручеек
обратная дорога, тропа поднимается в гору, в середине фото человек
с высоты птичего полета
Устье р. Чульча, путь на вдп. Учар
протока с водопадами
в далеке Учар
перепад высот 160м, по другим данным 250м
каменные грибы - чудо природы
Телецкое
на песчаной косе
над Телецким дождь
журавли
вид на Куркуре с перевала Кату-Ярык, в ущелье водопад
на Улаганском перевале, высоты гор чуть более 3000 м
Красные ворота
Северо-Чуйский хребет
высоты гор от 3000 до 4177 м
бараны одним словом
#18
Хорошо у вас, природа завораживает!
Удачных поездок в будущем, а за отчет РЕСПЕКТ!!!
#19
Это не совсем у нас. От моего дома примерно 1200 км
#20
Это не совсем у нас. От моего дома примерно 1200 км
Алексей! Респектище!
#21
Молодцы! У нас на Байкале тоже круто. Приезжайте.
#22
На Байкале были. На Ольхоне 2004 году в б. Песчаная недельку грелись.
#23
Еще немного фото с июня 2011г. Дорогу после наводнения в июне 2010 сделали почти идеальную. Сейчас можно проехать на любом "утюге". Многие не стесняются спускаться на переднем приводе. Одного пришлось втаскивать в Кату-Ярык.
#24
На Байкале были. На Ольхоне 2004 году в б. Песчаная недельку грелись.
Может со мной кто в этом году на Шумак есть желающие ?
#25
Дорога на Шумак в Западных Саянах может кто пойдет со мней в этом гоу.
#26
Дорога на Шумак в Западных Саянах может кто пойдет со мней в этом гоу.
#27
Кого заинтересовал Шумак наберите в Яндексе в поисковой строке Шумак, там сто миниральных и родоновых источников и прекрасные места только нужно топоть своими ногами а не на машине.